Туристические горелки и примусы, выбор

О туристических горелках и примусах, как выбрать, бензин или газ? Написать по этой теме меня натолкнуло посещение туристического магазина. По сути я зашел туда ради любопытства посмотреть на новые тренды в туристических штучек и изменение ценовой политики в связи с обесцениванием национальной валюты в очередной раз доказавшей не только свою деревянность, но и деревянность умов нашего правительства.  Но речь не об этом. Слово за слово, я зацепился языком с продавцом (ан нет, простите, менеджером торгового зала :) ) Дойдя до горелок мне активно впаривались варианты от дорогих до более дешевых, но не на один мой вопрос я не получил толкового ответа… туристическая горелка примус

Сегодня речь пойдет о туристических «прибамбахах», в частности о туристических горелках и примусах. В моей достаточно большой практике, все эти предметы в той или иной временной длительности побывали в руках и признаю себя правым судить о них со своей точки зрения. Изначально все эти горелки задумывались как прибор индивидуального применения в высокогорных походах и альпинизме, где количество дров для разведения костра крайне ограничено или вовсе отсутствует. Их так же удобно применять в путешествиях по равнинам и степям и пустыням, где фактически кроме травы ничего не растет, за исключением редких низкорослых кустарников. Сразу оговорюсь, что это вам совершенно не нужно для обычных пеших или водных походов по России, но не плохо иметь одну на всех для короткого отдыха с приготовлением чая или в случае выпадения большого количество осадков, которые существенно затруднят разведение живого огня. В конце концов, что за поход без костра и запаха дыма :)

Горелки на основе газа. Особенностью таких горелок является низкий уровень шума, чистота «выхлопа» за счет низкого выделения копыти и гари, а так же отсутствие посторонних запахов. Их с легкостью можно использовать внутри палатки не ощущая при этом никакого дискомфорта. Естественно, как и любой предмет связанный с огнем, требует соблюдения безопасности. В летних водных и не длинных пеших походах, такая горелка сэкономит не мало времени на приготовление чая или заварного супа, но в зимние походы совершенно не годится. Во первых, по сравнению с жидкостными горелками, газовые намного слабее по КПДи их так же легко задувает ветром и возникает необходимость носить носить ветрозащитный экран. Во вторых газ в баллонах (которые не мало весят) имеет способность замерзать и крайне плохо гореть, что еще больше снижает КПД. Зачастую на баллонах можно увидеть надписи типа «Зимний» или «-20С», но по факту при -10 вы уже будете испытывать значительные проблемы и разжечь временный быстрый костерок будет куда проще. В третих все эти «прибамбахи» задуманы для индивидуального использования и крайне не практичны для приготовления вторых блюд и чая для большой группы (от 3х человек и выше). Стоит отдельно отметить газовые нагреватели, которые работают по принципу горелки или процесса каталитического окисления. И те и другие справятся с обогревом помещения внутри палатки и придадут не малую долю комфорта в морозную зиму.

Примусы и жидкотопливные горелки на основе различных жидкостей. Тут сразу имеет смысл начать с высоким шумом при горении и излишней копытью, а так же запахами паров топлива (зачастую это топливо на основе бензина). Они не просто шумят, они воют, клокочут и «пыхают» :) Как правило запуск таких горелок ассоциируется с запахом бензина от рук и места их хранения при транспортировке. Но есть ряд неоспоримых плюсов, которые нивелируют все выше сказанное. Первое, что стоит отметить — высокое КПД, пламя таких горелок имеет куда более высокою температуру и красный до алого оттенок пламени. Их значительно труднее задуть ветром. Вы отчасти не зависите от остатков топлива и всегда можете найти в ближайшем попутном жилом пункте 200-300 грамм обычного бензина (правда его не очень советуют производители). Объем топлива в маршрут можно регулировать и брать с собой в необходимом количестве, а не покупать в стандартной запаянной емкости (как в случае с газом). Сами емкости для переноса топлива являются оборотными или же легко утилизируемыми, например обычная пластиковая бутылка. Если бы я брал в дорогу горелку — я бы выбрал именно жидкотопливный вариант. Он надежен и значительно дешевле газовых вариантов, а так же ремонтопригоден. Такой примус даже желательно иметь в машине в дальних поездках зимой, бережно уложив его вместе с лопатой, топором, сухим пайком армейского типа и спальным мешком. В случае снежного заноса в ожидании спасательных действий от МЧС у вас будет куда больше шансов выжить в такой передряге.

Стоит упомянуть, что есть еще варианты горелок на основе сухого спирта (таблетки), но такие варианты давно вышли из моды из за низкого КПД и не функциональности.

В завершение стоит отметить, что все вещи придумываются маркетологами и бизнесменами создавая новые и новые продуктовые ниши для ведения бизнеса. К горелкам, как и ко всем продуктам стоит относится скептически. Оценивайте для себя их реальную необходимость в походе (вам эту хрень тащить на себе) и в случае если вы ее не видите — исключайте такую покупку. Куда важнее иметь хороший топор и пилу с комплектом термобелья и сухой одежды, нежели тащить кучу модных малопригодных примочек, которые нам активно «впаривают» в огромном разнообразии производителей.

 

2 Комментариев

Имя (Обязательно!)

Апрель 19th, 2016

Многие горелки импортного происхождения на нашем отечественном бензине в лучшем случае коптят, а худшем вообще работать не хотят.

Владимир

Апрель 20th, 2016

Вспомнился пример с железнодорожными колеями — это чтоб враг не смог их использовать! :) ну а если серьезно — дельное замечание, спасибо!

Комментарии