Сплав по верховьям Торопы (отчет о маршруте)

12-13 июня 2015 года

Прошло чуть больше месяца с момента нашего сплава по Кунье, а наша чумовая команда уже снова рвалась в бой, благо приближались июньские праздники и мы решили отметить День России очередным водным походом и совершить сплав по верховьям Торопы, реки, по которой мы уже сплавлялись в прошлом году по маршруту от д. Федьково до г. Торопца. В этот раз мы решили стартовать выше и закончить маршрут ровно в том месте, где мы стартовали прошлым летом, пройдя порядка 30-35 км за неполных два дня.

К сожалению, ряды наши поредели… :(  Трое из участников прошлого водного похода по Кунье по разным причинам в этот раз не смогли к нам присоединиться. Зато добавился один, который стоит троих: отважный гребец, готовый «поддать газу» на любых порогах, отчаянный рафтер, гроза шивер и перекатов, суровый походник и бесстрашный юнга-шкипер-лоцман-боцман-капитан пятилетний Дима В.

«Братан»

Утром, плавно переходящим в полдень (собираемся мы, как всегда, быстро :) ) 12 июня 2015 года, с трудом продрав глаза, риверхудцы Женя, Паша, Серж, Вова, Дима К. и Дима В. выдвинулись в сторону д. Воскресенское к началу своего маршрута. Стартовать мы решили немного не доезжая этой деревни (почти перед самым въездом есть поворот налево, который и выводит прямо к мосту через впадающую в Торопу речку Любутку, от которого удобно начинать маршрут). В принципе, можно было стартовать и немного повыше, но исходя из тех предварительных данных, которые мы имели — выше река очень мелкая и воды там совсем мало, не говоря уж о многочисленных завалах, которые пришлось бы преодолевать.  Прибыв на место, мы сразу принялись за дело — собирать катамараны, которыми мы обзавелись незадолго до этого похода и решили протестировать в, так сказать, «боевых условиях». Назвали мы их «Бегемот» («Валдай») и «Белый клык» («Белый ветер»).

Кое-как скрутив каркасы «катов» мы начали надувать баллоны, и когда надували последний баллон «Белому клыку» («Бегемот» к тому моменту же стоял пришвартованный к берегу) случился маленький  images  :). Переусердствовали, короче :) В общем, шланг, который был вставлен и, как нам казалось, намертво вклеен в сосок баллона не выдержал и самовольно и резко решил отклеиться :). После безуспешных попыток наскоро его приклеить было решено сделать затычку (в простонародье — «чопик»). Поначалу чопик встал нормально, хотя на протяжении похода все-таки вел себя капризно, и временами мы плыли на полусдутом баллоне, периодически останавливаясь, чтобы подкачаться и заткнуть его обратно. Впрочем, это добавило нам немного экстрима и веселья, особенно при прохождении препятствий :)

В общем, начали потихоньку грузиться, а я пошел срубить несколько деревянных жердей, чтобы привязать их посредине и положить на них нашу часть груза. Занявшись рубкой, я всецело и полностью погрузился в этот процесс, как вдруг услышал душераздирающий вопль индейцев североамериканского племени «команчи». На несколько секунд я почувствовал себя на Диком Западе и на всякий случай покрепче сжал рукоять мачете, приготовившись отражать атаку непрошеных краснокожих гостей….

Источником этих звуков оказался Дима В., который, как настоящий морской речной волк,  решил не дожидаться отплытия и принять крещение в водах реки Торопа, прыгнув в нее прямо с берега и как бы приглашая всех остальных последовать его примеру :) Однако таких смелых в наших рядах больше не оказалось и после моего возвращения, привязывания жердей и погрузки груза мы, наконец, отплыли.

Поначалу плыли медленно и лениво :)  Экипаж катамарана «Белый клык» (поначалу это были Серж и Ваш покорный слуга), который шел первым, решил попробовать новый способ прохождения водного маршрута, который можно охарактеризовать «Pin-ball» (если кто-то помнит такую компьютерную игру или игровой автомат). Благодаря поочередным усилиям то одного, то другого гребца кат швыряло как мячик от одного берега к другому, периодически разворачивая :) Экипаж «Бегемота» , который плыл сзади и потому имел возможность наблюдать эти неординарные перемещения воочию, принял мудрое решение, что команде «Клыка» не хватает твердого мужского руководства и опытного шкипера — в результате экипаж «Клыка» пополнился Димой В. Это принесло свои плоды и в дальнейшем «Клык» стал двигаться гораздо ровнее.

Мы достаточно быстро добрались до д. Шатино и миновали ее. Река в этом месте спокойная и каких-либо серьезных препятствий мы не встретили. После Шатино начались отмели, местами настолько заросшие речной травой, что приходилось в буквальном смысле прорубаться сквозь нее. Зато в этих зарослях было невероятное количество красивых синих стрекоз. То что, вы увидите на видео — это не спецэффекты Диснея — это так оно и было на самом деле, хотя камера, конечно, вряд ли может полностью это передать. После зарослей отмели продолжились, начались небольшие камешки и встретился даже один небольшой перкатик, но в целом в легком прогулочном темпе мы двигались дальше и вскоре, почему-то решив, что мы достаточно проплыли для первого дня, начали искать место для ночевки (время уже клонилось к вечеру). С пятой попытки мы все-таки этого сделали! :) Заночевали мы примерно в районе Малахово, предварительно поужинав макаронами с тушенкой, которые наш гурман Серж требовал ему приготовить чуть ли не с прошлого похода :)

В первый день мы предпринимали несколько ставших уже традиционным бесплодных попыток впервые разжиться рыбой. Кульминацией этого стала «ловля на луч» в сумерках :) результат этой ночной вылазки был также предсказуем как восход солнца по утрам ;) и я уже подумывал поспорить на то, что съем ковбойскую шляпу Сержа, если мы в этом походе хоть что-то поймаем. К моему счастью и счастью Сержа, я этого не сделал))) Утром, благодаря в первую очередь усилиям Димы В. (я вообще не понимаю, как мы без него раньше в поход ходили!) мы были с рыбой! В итоге наш ковбой Мальборо «Беломор» (не потому что он его курит, а потому что так патриотичнее :) ) остался со своим головным убором, а я избежал экзотического завтрака :).

Женя еще с прошлого похода требовала накормить ее рыбьей икрой. Когда же, наконец, ей было предложено отведать этого изысканного лакомства, она почему-то отказалась. Ох, женщины, порой вам так трудно угодить! :)

gJFm0LgPZ2g

После завтрака мы двинули в дальнейший путь. Плыли, наслаждались красочными видами, бросали оставшиеся еще с похода на Рдей петарды, которые с тех самых пор валялись у Паши в рюкзаке :) Местами проходили несложные мели и камушки.

К обеду встали на стоянку где-то на середине пути до Ахромово. Отведали, наконец наваристой ухи!

Основная party в этот день началась после того как мы двинулись дальше. Речка начала изобиловать камнями (в том числе остатки старой плотины), встречались перекаты, шиверки и «расчески» (заваленные деревья, под которыми нам приходилось проплывать). Выглядело это примерно так:

Впереди шел «Клык», у которого чопик решил жить своею собственной жизнью и начал спускать воздух из баллона в самые неподходящие моменты :) в результате «Клык» проходи препятствия с диким креном на правый борт и водой почти на уровне ватерлинии :).  Но под дружное «Яхууууу!!!!», издаваемое его экипажем после очередного препятствия, все преграды были преодолены! :) Сзади шел, накачанный как бодибилдер (по крайней мере, по сравнению с «Клыком»), «Бегемот». Женя взяла на себя нелегкую роль кинооператора и снимала весь происходящий беспредел на видео — отважно борясь с саблезубыми мухами, то и дело садящимися на объектив, и попутно тонкими и изящными выражениями (достойными пера самого Вильяма-нашего-Шекспира!) комментируя особенности маршрута и гребные навыки своего экипажа :)

Затем речка стала становиться шире и новым вызовом для нас стал встречный ветер. Скорость резко упала, и к тому моменту, когда мы доплыли до Ахромово — все уже изрядно угреблись.  Экипаж «Белого клыка» наконец «сгребся», включил третью космическую и поначалу и умчал вперед. Изнуренный экипаж «Бегемота»по рации стал просить пощады :) и где-то ближе к озеру, сойдясь на скромной плате (реквизиты нашего швейцарского счета мы пришлем позднее :) ), экипаж «Клыка» согласился оказать посильную гребную помощь отстающим :) В общем, мы сцепили два ката, взяв «Клыка» на буксир и стали грести «Бегемота» вчетвером. Это было правильным решением, дальше мы действительно пошли гораздо быстрее, хотя разыгравшийся встречный ветер все равно сильно мешал.

Ближе к началу сумерек, встретив очуменный закат над озером мы, наконец догребли до финиша!IMG_7251.JPG

Видеоподбробности нашего веселого путешествия смонтированы Павлом в шедевральном фильме о нашем сплаве по верховьям Торопы.