Сплав по реке Кунья

Сплав по реке Кунья

Отчет, описание маршрута, участники

Итак, завершен наш весенний поход по реке Кунья по маршруту д. Василево – д. Краснодубье (близ Воронцовского храма). В общей сложности за три неполных дня мы преодолели почти 50 (если быть более точными, то примерно 46) км водного пути, и пришло время поподробнее рассказать о нашем путешествии, дать подробный отчет о походе, который, мы надеемся, окажется полезным для тех, кто решит пройти этот путь вслед за нами, ну или просто полезным и занимательным для тех увлекается водным туризмом, поможет избежать лишних ошибок, грамотно спланировать свой маршрут и т.п.. Нас было 8 человек: 5 мальчиков (Паша, Вова, два Сергея (далее – Сергей и Серж) и Дмитрий) и 3 замечательные, смелые, отважные, а к тому же еще и красивые :) девочки (Женя, Люба и Катя). Стартовали мы на 4 байдарках: два «Салюта-2» (двухместки), один «Салют-3» (трехместная байдарка, в которой плыли два человека и большая часть груза) и одна «Таймень-2» (с ПВХ-оболочкой). А названия нашим «кораблям» мы придумали такие:

«Борт №1» (Женя и Паша) – Салют-2, по сути, наша флагманская байдарка, по праву носящая это имя.

«Телей» (Люба и Вова) – еще один Салют-2, второе «народное» название которой путем преобразования некоторыми слабослышащим :) участниками нашего похода английского прилагательного “Difficult” мы из соображений цензуры здесь приводить не будем.

«Промокашка» (Катя и Дима) – Таймень-2, получившая свое название, по-видимому, из-за небольших «пробоин» в корпусе, обнаружившихся на старте.

«Вишенка» (Сергей и Серж) – Салют-3, проявившая себя достаточно ярко в походе, и ставшая, пожалуй, действительно своего рода «вишенкой на торте».

Для начала, общие впечатления о маршруте и реке. Маршрут (как раз в это время года), пожалуй, идеален для начинающих – есть время попробовать навыки гребли и «сгрестись», есть возможность попробовать проходить перекаты (а не сразу бросаться в бурные речки с настоящими порогами) и другие водные преграды, почувствовать переносимость походной жизни, включая ночевки в палатках, греблю в разных погодных условиях (май часто богат на дожди, что в очередной раз и подтвердилось в этом походе), походную пищу и прочие бытовые атрибуты, которые сопутствуют такого рода туризму. Река достаточно часто меняет свой темп (местами она достаточно спокойная), но в целом достаточно шустрая (но на ней много быстрин и перекатов), что позволяет двигаться по ней достаточно быстро и преодолевать значительные расстояния сильно не «угребаясь», как любят говорить байдарочники. Берега, по большей части, достаточно высокие, суглинистые и относительно безлюдные (если не считать небольших деревень, которые изредка встречаются на пути). Ландшафт и природа вполне разнообразные, глаз не устает от одинаковых пейзажей, природа практически не испорчена влиянием человека: берега не замусорены, очень много достаточно диких уголков – на маршруте можно увидеть диких птиц и иногда даже животных или же, по крайней мере, следы их жизнедеятельности. Например, мы видели по берегам очень много «подпиленных» бобрами стволов деревьев (а на некоторых заводях даже целые плотины), множество уток, поднимающихся в небо при нашем при нашем приближении. В ясную погоду мы наблюдали, как над нашими головами кружил кто-то похожий на сокола (впрочем, мы не орнитологи :)), на местах стоянок мы видели следы кабанов (кое-кто даже утверждает, что слышал, как они ночью приближались к нашим палаткам :) ) и еще много всего другого. Этот маршрут —  это также возможность посмотреть как живет (пока еще!) российская деревня, возможность пообщаться с людьми всю жизнь прожившими в этих местах, такими как баба Нина Борода (да-да, вот такая вот забавная фамилия), которые не утратили еще настоящего русского гостеприимства, которые рады тебе, как новому человеку, которые бескорыстно готовы помочь тебе словом и делом. Скажем, почти каждый из нас сталкивался с тем, что его могут обругать и нахамить продавцы в супермаркете или магазине (иногда даже в дорогих и внешне очень презентабельных), куда вы вообще-то пришли потратить нередко очень даже кругленькую сумму. А в д. Краснодубье специально для нас (!!!) в свой законный выходной день продавщица (к сожалению, не помним, как ее звали) открыла магазин, чему предшествовали целая эпопея с ее розысками, организованными жителями этой деревни. И где в городе, скажите, вы встретите такое участие к в общем-то совершенно чужим и случайным людям? Пользуясь случаем, хотелось бы сказать спасибо всем тем, кого мы встретили на пути и кто помогал нам советом, делом или просто доброжелательной улыбкой!

Но вернемся к месту старта. Стартовали мы неподалеку от д. Василево. В этом месте над рекой есть навесной мост , который кстати добавляет немного адреналинчика, когда по нему прогуливаешься, т.к. он достаточно ощутимо раскачивается на ветру, да и просто под весом путника. В общем, с непривычки может быть даже немного страшновато, но мы слышали, что местные дети чуть ли не каждый день преодолевают его, чтобы добраться до ближайшей школы. Также говорят, что в половодье река поднимается чуть не до самого моста, что возможно является преувеличением, но то, что в период весенних паводков уровень реки значительно выше, можно сказать с уверенностью (это видно хотя бы по состоянию берега). Берега в этом месте у реки высокие, но мы все-таки нашли площадку, откуда можно более-менее удобно отчалить (примерно 100-150 метров от моста вниз по течению). На место мы были примерно в полдень, но вот сбор байдарок, распределение груза и подготовка к отплытию у нас заняли гораздо больше, чем мы запланировали изначально. В принципе это, вкупе с начинавшимся дождем, и во многом и обусловило то, что мы уже в первый день серьезно выбились из графика и в итоге завершили поход, не доплыв до намеченной точки. Отплытие состоялось ближе к 4 часам, но уже примерно к через полтора часа с небольшим было решено остановиться на ночлег. Причинами этого были, во-первых, уже упомянутый начинавшийся дождь — тучи были достаточно темными и он грозил перерасти в ливень (к тому же с учетом пока еще коротких весенних суток пасмурная погода). А, во-вторых, у двух байдарок обнаружились небольшие проблемы: У байдарки «Телей» при одевании шкуры вылетел один стрингер в месте его сочленения со штевнем (каркас был далеко не в идеальном состоянии), а у борта «Промокашка», даже несмотря на экстренную проклейку перед стартом (которая, кстати тоже заняла некоторое время ) обнаружилась небольшая течь. Таким образом, в шестом часу вечера мы, найдя более-менее удобный берег на левой стороне реки где-то неподалеку от д. Дмитровское, причалили, вытащили байды, и начали готовить ночлег. Рядом с берегом проходила поселочная дорога, поэтому мы решили делать стоянку не на берегу, а несколько поодаль, ближе к лесу. Натянули тент, развели костер, разбили палатки. В принципе, рассказывать про это место практически нечего, кроме того, что вода из ручья, который протекал неподалеку, была рыжего цвета (очевидно из-за большого количества содержащегося в ней железа), который не устранялся даже после пропускания через фильтр, который специально для похода смастерил Паша ( для чайника мы собирали дождевую воду, которую сливали с крыши тента). Также стоит отметить, что очень полезной оказалась в походе приобретенная по случаю небольшая бензопила, которая и в дальнейшем нам очень облегчала процесс обеспечения дровами. Наверное, можно было бы обойтись и без нее, но она очень сэкономила нам силы и время. Поскольку ночь была все-таки дождливой, мальчикам было решено ночью дежурить, чтобы костер не потух. В первый день было пройдено лишь около 5-6 км, вместо запланированных 20. Река до стоянки был очень спокойная, так что серьезных происшествий на этом участке не было.

Утром, устранив, насколько это было возможно, небольшие проблемы с байдарками, мы двинулись в дальнейший путь. Через какое-то время после река начала преподносить первые «сюрпризы», т.к. начали встречаться перекаты (либо в местах перепадов уровня реки либо в следствие оставшихся в русле «ледниковых» валунов) и мели. Первые два были пройдены без происшествий, на третьем же перекате (где-то между деревнями Павлово и Жарихино) экипаж «Телей», пошедший первым, в месте сильного течения неправильно выбрал траекторию и не сумел вовремя выгрести, налетев правым бортом на увеситые валуны. Силу удара удалось смягчить за счет выставленного вперед весла, но байдарку развернуло поперек. Посадка байдарки была достаточно глубокой, поэтому она просто «встряла» и оттолкнуться на сильном течении, которое прибивало байдарку к валунам, никак не получалось. Хорошо, что до берега было недалеко, а валун оказался практически плоским, что на него можно было даже встать (первой это смело сделала Люба). Экипаж выбрался на берег и к тому времени, когда ее удалось к нему подтащить, уже подоспел вернувшийся по берегу Паша («Борт №1» и остальные экипажа прошли порог более удачно и причалили к берегу). Протащить вдоль берега вперед из-за свалившихся стволов деревьев байдарку не удалось, поэтому было принято оттащить ее назад и попробовать пройти перекат еще раз. Что, в итоге ,и было сделано и повторное прохождение Паша даже заснял на видео, которое вошло в наш итоговый фильм о походе. В целом, это, пожалуй, самое серьезное происшествие в нашем походе обошлось, без последствий для экипажа и байдарки: ни каркас, ни хорошо проклеенная шкура (Паша, не могу не упомянуть тебя здесь добрым словом! :)) серьезно не пострадали. В дальнейшем, река тоже была достаточно «веселой» и течение в целом было достаточно быстрым. Было преодолено несколько порогов. Иногда встречались мели (не всегда заметные издалека) и некоторые экипажи садились на них (чаще всего, удавалось «растолкаться» с них, не вылезая из байды). В районе д. Пестряково на небольшом песчаном пляже было решено сделать остановку, чтобы передохнуть и по-возможности, затарится в магазине. К сожалению, на месте выяснилось, что автолавка, в деревне приезжает только один раз в неделю – по понедельникам. Вот так вот и живут люди в российских деревнях — так что не жалуйтесь, если неподалеку от вашего дома нет круглосуточного магазина! :)

Тем не менее, в Пестряково нам удалось запастись чистой колодезной водой и познакомится с аборигенкой (по-другому и не скажешь!) этих мест, как она сама представилась: баба Нина Борода. Она оказалась очень добродушно к нам настроенной и рассказала, что живет в этой деревне (от которой осталось всего несколько домов) с самого рождения и что свою забавную фамилию она носит по мужу-украинцу, приехавшему когда-то в колхоз, который тогда существовал в этой деревне, агрономом по распределению. Нам бы хотелось с ней пообщаться подольше и может быть порасспросить ее о каких-нибудь интересных историях, связанных с этими местами, но, к сожалению, мы к тому моменту уже и так сильно выбились из графика и нужно было двигаться дальше. Возможно, это получится у кого-либо из вас, кто читает эти строки и кто пойдет этим маршрутом после нас, и дай бог бабе Нине крепкого здоровья и еще долгих лет жизни!

Далее было еще достаточно много перекатов (в частности, в районе пос. Волоковое и урочища Прилуки), пройденные всеми более-менее чисто, если не считать небольших царапин на оболочке байдарок, которые, в общем-то, неизбежны в любом походе. Ближе к вечеру было решено вставать на вторую ночевку по правому берегу, не доходя до очередного переката, в районе д. Паршино (правильнее сказать – в 2 км к югу от нее) – накопилась усталость, ну и все-таки некоторый стресс после прохождения многочисленных водных преград. Кроме того, очень хотелось все-таки попробовать свежей рыбы или ухи, а ловля на спиннинг, который почти все время тянулся за «Вишенкой», к сожалению, плодов (а правильнее сказать – улова :)) не принесла. Впрочем, ловля на спиннинг с берега также нечего не принесла. Жаренной рыбы (или хотя бы ухи) все-таки хотелось, поэтому было решено попробовать половить на обычные удочки. Этот способ оказался чуть более удачным – удалось поймать несколько плотвичек (одна покрупнее и две-три поменьше) и с десяток ершей. Имя этого героя, обеспечившего основную часть этого небольшого, но все-таки достаточного для приготовления ухи, улова, мы, по причине его скромности называть не будем! :) А вот за проявленный (как выяснилось после просмотра оставшихся за кадром нашего фильма видеоматериалов) по отношению к его навыкам рыбной ловли скепсис вынесем отдельным членам нашей команды серьезнейшее порицание! :) :) :)

За второй день нам удалось пройти более 25 км. Погода, если не считать изредка моросившего дождя была благоприятной и солнечной, а вот ночевка оказалась очень холодной. Для тех из нас, у кого не было теплых спальных мешков и/или каталитических грелок (которые мы, как оказалось, не зря взяли с собой) ночь оказалась не из приятных – было действительно холодно (до -5),  утром трава и деревья были покрыты инеем, а над Куньей, пока не появилось и не прогрело солнце, стоял сильный туман. Вот такие вот сюрпризы майской погоды — имейте их в виду, когда будете планировать свой поход. В принципе, это тоже обусловило сокращение маршрута – переживать еще одну такую холодную было рискованно для любого организма, но мы, в первую очередь, волновались за здоровье наших прекрасных спутниц, да и вообще многие в такую холодную погоду просто не выспались, что объективно сказывается на следующий день на физических силах и на общем настроении. Впрочем, утром мы взбодрились хорошим кофе, приготовленным Пашей и долгожданной вкусной ухой, которую приготовил Сережа Павлов aka Russian Jamie Oliver :). Вообще нужно подумать о том, чтобы продавать его рецепты по франшизе национальному гастрономическому проекту «Едим дома» :).

В третий день река также изобиловала перекатами, иногда мы налетали на скрытые мели, также был небольшой порожек в районе д. Мартюшино, но в целом все было пройдено достаточно благополучно. Ориентируясь по карте мы знали, недалеко от д. Краснодубья будет низкий мост и изначально мы думали, что нам придется делать обнос. Но здесь нам на помощь пришел смелый и по-хорошему авантюрный характер экипажа «Вишенки». Подплыв к мосту, и выбрав наиболее высокое место, они стали пытаться проплыть под ним. И им это удалось! Смелость города берет! И мосты тоже! :) Нам, во многом, конечно, повезло, что вода была не высокой, и скорее всего, при более полноводной реке это было бы сделать невозможно (даже в нашем случае приходилось практически лечь в байдарку и отталкиваться от плит, как бы вдавливая байдарку в воду и делая ее посадку ниже). Течение сразу после моста значительно убыстряется (что добавляло сложности прохождению этой преграды), поэтому нужно быть осторожным. «Вишенка» остановилась неподалеку, сумев зацепится за ветки на берегу, остальные байдарки по течению проплывали дальше. Замыкающим прошел «Борт №1» поприветствовав смелость и смекалку «Вишенки».

У д. Краснодубье был еще один мост (уже на высоких опорах), после которого мы «зачалились» и практически всей группой пошли искать местный магазин. Перед этим, после короткого совещания на берегу было решено закончить маршрут, дойдя до Воронцовского храма (о причинах в целом уже было сказано выше). Про историю с местным магазином мы тоже уже писали выше. Из деревни мы вызвали транспорт (стоит отметить, что практически на протяжении всего маршрута мобильная связь у нас отсутствовала) – опять таки большое спасибо местным! В итоге, финишировали в том месте, где дорога от деревни к храму наиболее близко примыкает к берегу (примерно в 2 км. вниз по течению от высокого моста). Начали готовить «прощальный» ужин, разбирать байдарки, по очереди сходили в храм.

Несколько слов о храме. Хотя долгое время он и был заброшенным, состояние его достаточно приличное (далеко не такое как Рдейского или Реконоського монастырей, которые мы посетили в этом году), заметно, что он активно восстанавливается – уже на подходе к монастырю видно, как издалека сверкают на солнце новые купола. Фотографии храма снаружи и внутри вы можете посмотреть в нашем фотоотчете . Небольшое видео о нем также вошло в фильм.

Дело шло к вечеру, и мы готовились к отъезду. Серега Павлов еще раз прогулялся до Краснодубья и там встретил другую группу байдарочников.. Вернувшись к нам, он рассказал нам про них, так что встреча на Эльбе на Кунье состоялась при полном параде – с флагами и фанфарами :). Было очень приятно познакомится с единомышленниками из военно-исторического общества «Свиток», которые уже около 20 лет ежегодно сплавляются по рекам России. Мы получили не только массу приятных эмоций, но много полезной информации. На видео, например, также есть рассказ наших новых знакомых о маршруте, который можно пройти после г. Холм (включая месторасположения походной бани). Поздно вечером, где-то около 22.00 за нами, наконец, приехала машина и мы, усталые, но довольные (уж простите за этот штамп) поехали домой.

В заключение, поскольку наш капитан поручил мне фиксировать не только маршрут, но и достижения членов нашей команды я (уже от себя лично и потому субъективно) кратко дам характеристику всех тех, кто участвовал в этом походе. Не знаю, будет ли эта информация интересна внешним читателям нашего сайта, но сделать это все-таки нужно. Да и вообще, мне кажется, это интересно с точки зрения психологии и микроклимата в команде (я для себя понял, что это очень немаловажно в походе!) – вполне возможно, что кому-нибудь эта информация и пригодится.

Паша. Наверное, никто столько не сделал для того, чтобы этот поход состоялся, как наш Кэп. Начиная от приобретения и подготовки байдарок, заканчивая кучей бытовых мелочей (тенты, костер, фильтр, и т.п.). В принципе, все было отлично продумано и проделано и мы, по большому счету не испытывали в походе каких-либо неудобств. В походе он также проявил себя как настоящий лидер, оказывал помощь тем, кому это было нужно (например, вернулся, чтобы помочь экипажу «Телей», когда мы застряли на камнях) и вообще здорово руководил процессом. Может быть, единственное небольшое пожелание – это более жесткое принятие решений (например, был момент, когда встал вопрос об очередной остановке или продолжении пути до обеда), но в целом, все было на «отлично».

Женя. Во-первых, очень помогала и поддерживала Пашу во всем, что касалось и подготовки похода и его осуществления. Поверьте – это действительно очень немаловажно! Во-вторых, взяла на себя неблагодарную роль «кассира» и организатора закупок для похода. В-третьих, также очень здорово проявляла себя во время стоянок в плане организации нашего быта и питания. Ну и вообще, во многом благодаря ей «Борт №1» как ему и положено быть, наверное, был самым слаженным экипажем похода.

Дима. В общем, тоже очень хорошо и здорово проявил себя, был членом команды, поддерживал настроение и боевой дух коллектива, не филонил от общей работы, помогал там, где нужно было помочь, организовал постоянную радио-связь (что на самом деле оказалось очень удобно!), сглаживал острые углы, которые иногда возникали, подбадривал всех, когда это было нужно.

Катя. Конечно же мы переживали за нее, как за новичка, что вполне естественно. Но она зарекомендовала себя с очень хорошей стороны и проявила, я считаю очень здорово. Где-то сумела преодолеть собственные страхи, к концу похода, на мой взгляд, вообще полностью освоилась . Помогала Жене и Любе, что называется «по-хозяйству». В общем, лично у меня к ней никаких претензий нет. Надеюсь, он будет частью нашей команды и в следующих вылазках. Лично мне показалось, что она и сама на это настроена.

Сергей. Как всегда спокоен, методичен, последователен и невозмутим. Как обычно вел нас по карте, на которую остальные участники похода дружно забили. Ну а если к этому добавить еще и умение приготовить вкусный завтрак-обед-ужин, то резюме вообще получается отличное.

Серж. Первый раз плыл с нами. Мое впечатление – за такое короткое время стать «своим парнем» в коллективе – это дорогого стоит. Помогал и советом, и делом, и хорошей шуткой (пусть иногда и «на грани» :) ). Просто реально стал товарищем и другом. Ну и вообще, я считаю, что такой человек должен быть в коллективе – со здоровой долей авантюризма, который часто помогает в трудных ситуациях (как, например, было с преодолением поста под Краснодубьем). В общем, процитирую «классиков»: «Сережа – молодец!» :)

Люба. Это был для нее первый водный поход, но она была уже «проверенным бойцом» по нашим зимним вылазкам и в этом походе проявила себя с самой лучшей стороны, даже открыв, лично для меня, новые грани. Этого никто не видел, но я бы хотел рассказать, что она первой вылезла на камень, когда «Телей» застрял на пороге. Хотя бы этот факт говорит о ее смелости, качество, которое при том, что она является девушкой, в моих глазах придает ей еще большее уважение. А еще терпение. Я могу судить по другим байдаркам, наверное, у каждого были свои «терки», но мне моего напарника упрекнуть, в отличие от себя самого, не в чем.

О себе скажу, пожалуй, критически. Друзей же критиковать не хочу, все и сами, я думаю знают, где и над чем каждому нужно работать. Какие уроки я вынес для себя в этом походе? Первое, это то, что нужно быть более командным, и доверять как своим друзьям, так и непосредственно своему напарнику. Есть хорошая байдарочная поговорка – «в одиночку выгребать всегда сложнее» и это действительно так. Сложно, например, только за счет силы в своих руках без помощи твоего напарника. И, кстати, это справедливо не только для гребли. Второе, нужно постоянно быть собранным и, может быть, менее самоуверенным в каких-то моментах. И третье – держать слово, а не придумывать отговорки. Был момент перед зимним походом (о котором знаю только самые близкие друзья), когда я проявил себя не с лучшей стороны в этом отношении. Тогда я думал, что это стало для меня хорошим уроком. Но, к сожалению, в этом походе тоже был момент, когда я не сдержал слово (пусть может быть и не по такому важному моменту, но все же). В общем, помимо отличных эмоций от общения с моими друзьями, я для почерпнул достаточно много материала для работы над собой.

Вот, пожалуй, и все. В ближайшее время мы сделаем отчет более презентативным, добавив фотографии и карты. Надеемся, что он окажется для вас полезным или хотя бы просто занимательным! До новых встреч!

Комментарии