Рдейский монастырь — забытая диковина православной Руси

Дорогой читатель, данный материал является компиляцией интересных фактов и событий уникального места в самом крупном в Европе болоте, о котором знают не все, а точнее не многие. Данная страница будет пополняться по мере поступления новых интересностей…

 

Рдейский монастырь ( 1666-1902 гг )

Бывший Рдейский находится на восточном берегу одноименного озера. Сам песчаный мыс на котором расположен Успенский собор по своему уникален. По сути это значительный сухой участок суши посреди болота поросши могучим лиственным лесом, хотя в округе преобладает в основном хвойные породы. Прочие участки возвышенностей на болоте покрыты соснами, которые никогда не вырастают до своей естественной величины и в карликовом виде погибают естественным путем. Окружающая монастырь величественная тишина раскрывает полную картину уникальности этого места.

Издавна тут жили люди не смотря на сложные природные условия и практически полное отсутствие пахотных земель. Давным давно по этим местам ходили викинги облагая данью местных фино-угорцев, позже сюда массово бежали Новгородцы и Псковичи спасаясь от опричнины Ивана Грозного, затем был период разорения от нападений литовцев и поляков под правлением короля Стефана Батория. В дальнейшем в этих местах шли ожесточенные бои времен ВОВ, а так же лютовали наши партизаны. Но всякий раз люди возвращались в эти места.

Местные жители имели и имеют свою субкультуру и зачастую их называли моховиками. Рождались сказки и легенды про болотников, кикимор. Например у лесных жителей в сказках и былинах чаще встречаются лесовики, лешие. Ныне в Рдейских болотах и по сей день живут и бродят болотники, но на сегодняшний день их называют «Смотрители заповедника». На территории Рдейщины нельзя собирать ягоды, охотится да и собственно заходить на его территорию. Если поймают, то не сомневайтесь, обязательно выпишут вам страшный штраф :)

По приданию остров Рдейский благословил лично святым крестом Апостол Андрей Первозванный в то время, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро, на Валаам (хотя я не совсем понимаю как это мог сделать человек усопший за тысячу лет до возникновения обители). Из церковных источников можно узнать, что на мысе Рдейский было построено два храма, один в 1666 году во имя Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, а другой — в 1699 году во имя Преображения Господня. Rdeyskiy Preobrajeniya Gospodna hram-2

Рдейский храм Преображения Господня

Храм Преображения Господня на мысе Рдейский гравюра.

Оба храма на сегодняшний день не существуют, т.к. один истлел, а второй был разобран.

Сразу можно сказать, что история этого места «Рдейщины» с одной стороны очень велика, с другой стороны фактов по ней крайне мало. Согласно документам, упоминание о существование обители Рдейской пустыни встречается в 1670 году, по другим данным есть упоминание об установке на месте существующих построек креста (подробности можно найти в интернет), не суть вопроса. В 1780 году секуляризации духовной собственности она была упразднена. Все монастырские земли перешли в казну, церковное имущество — в иные монастыри Новгородской епархии. Церковь Успения была переведена в разряд приходских для деревни Наволок.

Дальнейшая судьба этих мест связана непосредственно с историей Александра Николаевича Мамонтова (двоюродный брат крупного купца России Саввы Мамонтова*), ниже текста информация по А.Н. Мамонтову. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви Успения, по его прошению 1887 году указанием Синода Рдейская пустынь открывается вновь как женский монастырь Рдейский в котором действует церковно-приходская школа. А. Н. Мамонтов выделяет баснословные по тем временам деньги и в монастыре начинается активное строительство. Строятся каменные корпуса, хлебная, прачечная, баня, а так же каретный двор. К монастырю по болоту строится дорога с уникальной системой дренажа.

В 1986 году деревянно-каменная церковь Успения признается как аварийная. Императорская Археологическая комиссия признает аварийность постройки и, по ходатайству А. Н. Мамонтов, в 1896 году старую постройку разбирают и на ее месте начинается строительство новой церкви Успения, которая в последствии получает название Успенский собор по своим размерам и качеству отделки. В общей сложности на строительство храма А.Н. Мамонтов тратит более 350 000 рублей. Сам Мамонтов Александр не дожил до окончания строительства и завершал проект его сын. Открытие и освящение нового храма состоялось 19 сентября 1902 года. В проектировании и строительстве храма были применены уникальные по тем временам технологии гидроизоляции подвальных помещений, а так же отопительная система. Котел этой паровой системы можно по сей день увидеть в подвале Успенского собора (по всей видимости его попросту не смогли вытащить на чер-мет).

Успенский Собор - Рдейский монастырь

Успенский Собор — Рдейский монастырь

Специально для храма была написана икона Успения Богоматери, которая содержала в себе частицы мощей семи святых мучеников и стала святыней обители.

В 1932 году храм был закрыт.

В царское правление Рдейщина относилась к Псковской губернии, но после революции по воле чиновников земли были поделены. За Псковом остались Бежаницы, а Холм отошел к Новгороду. Правда, достатка и благоденствия рдейскому краю этот «водораздел» не принес. Как оказалось, сегодня в новгородской части полное запустение: вымершие деревни, жуткие дороги. Буквально недавно исчезла последняя деревушка на болоте «Высокое» в которой жил последний житель по кличке «Фантомас» за какое-о уродство на лице.

Наше время:

Во времена ВОВ монастырь пострадал незначительно (в отличие от той же Рекони), и большая его часть была взорвана и разрушена именно во времена правления советчины.

В годы Великой Отечественной была взорвана колокольня собора дабы она не служила наблюдательной вышкой то ли партизанам, то ли фашистам, но как утверждают местные жители, еще в 70-х годах на луковках храма можно было видеть сохранившуюся полозоту. После войны местные жители ни раз взрывались на минах и растяжках, которыми было заминировано все вдоль и поперек монастыря и не смотря на это туда ходили растаскивать и отковыривать украшения. На сегодняшний день вроде как основная часть мин уничтожена, оставшееся забрало болото.

Изначально монастырь был оштукатурен и окрашен в белый цвет, но на сегодняшний день штукатурка в основном отсутствует и преобладает красный кирпичный цвет. Частично сохранился уникальный в прямом смысле иконостас сделанный из белого мрамора с красивой резьбой, остались элементы плитки и отделки помещения. Сегодня большую часть плитки и кирпича с хоз строений монастыря можно увидеть в городе Холм в обкомовской бане. Сама баня собрана из монастырского кирпича, а помывочная отделана плиткой Рдейского собора.

До недавних пор у храма не было хозяина, но болото надежно хранило монастырь от окончательного разграбления. На сегодняшний день уже не видно всего жалкого состояния в котором Успенский собор находился ранее до 2007 года. Основные элементы иконостаса собраны по мысу острова и возвращены на место. Прибран сам храм, законсервирована крыша собора, удалены деревья растущие на ней. На сегодняшний день за монастырем присматривает дядька Сергей, который находится там на ПМЖ в избушке рядом с монастырем. Избушка оборудована всем самым необходимым, в том числе электрогенератором для зарядки батарей питающих освещение светодиодными лампами высокой экономичности. В избушке есть печурка. Любому путнику, которого «пустил» Рдей дядька Сергей будет рад, напоит горячим чаем и расскажет много историй.

Чудеса и легенды

Несмотря на то, что вокруг монастыря нет святых ключей, с водой проблем нет, ее пьют прямо из озера. На вкус она очень приятная и не портится длительное время. Собор часто называют намоленным и ходит много историй о его целебных свойствах. Сюда приводили людей для изгнания бесов, женщины страдающие от бесплодия после посещения рожали здоровых детей. Были случаи когда исцелялись люди с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Брать ничего с храма нельзя, говорят Рдей накажет. Об этом свидетельствует недавняя история, когда двое охотников решили отодрать себе в баню плитки с храма, надрали два мешка и привезли домой. Вскоре один трагически погиб, а второй умер от неизлечимой болезни. Плитку собрали и вернули в храм, эти мешки до сих пор стоят в храме.

До недавних пор посреди болота торчала труба колхозного трактора С-80, который вез кирпич выбитый с остатков стен монастыря. Трактор с кирпичом так и ушел в болото и на сегодняшний день полностью провалился.

Так же был случай, когда трое местных заночевали у стен собора в железном вагончике (стоит до сих пор), подвыпили и полезли на главную луковку выламывать крест в чермет. Выломали, скинули с крыши и бросили до утра недалеко на землю. Ночью все и сгорели. Говорят один выжил но прожил не долго.

Забавно, но факт, что когда идешь по болоту то со всех сторон атакуют насекомые, которые роятся кругами в огромном количестве, но как только вступаешь на сухую часть мыса, эту армию как будто кто-то выключает и они остаются где-то позади.

Сам храм расписан лилиями, лилии были везде и на мраморном иконостасе, они видны на остатках росписи помещения, они видны на решетках собора. Все сплетено из лилий которые были так же вплетены в кресты монастыря. Орнамент лилий под куполом очень напоминает современную цепочку ДНК.

Говорят, что монастырь не подпускает к себе с первого раза, а людей с не чистыми умыслами не подпускает и вовсе. Системы навигации начинают врать и вести не в ту сторону уводя от храма.

Многие посетившие Рдей упоминают о летнем явлении как колокольный звон. Слышат не все, но кто слышал очень удивлялись. В ближайшей округе нет ни церквей ни колоколен, а тут перелив колоколов звонницы. Мистика!

Хотите больше узнать о этих местах и ее истории? Читайте материал Рдейская моховщина.

Путь к монастырю:

На сегодня путь к монастырю обозначен на многих картах как зимник. Фактически дороги к нему не существует, но есть хорошо заметная дорога от ГТСок как от д. Каменки, так и от д. Наволок. По сути путь до болота не сложный, а дальше он практически идеально прямой проложенный по остаткам старой монастырской дороги. Самый легкий путь к Рдею зимой в хорошие морозы, когда болото и слякоть замерзает. Путники туда ходят как и пешкот, так и на лыжах.

Основные знания для передвижение в теплое время года, наиболее трудное но и наиболее живописное:

Ярко зеленые хвостики от ярко- салатового мха под водой, растут пятном — это места топи, надо уходить от этого места в любом направлении но не на него. Можно провалится по шею или вовсе уйти под воду.

Кочка зеленой травы (или пучёк травы под водой) – можно (провалишься не более чем на 5 см). Высокая кочка красного мха – можно (провалится на всю высоту до воды, перешагивать неудобно). Коричневый мох под водой – провалится сантиметров на тридцать. По следам идти нельзя – проваливаешься гораздо глубже предшественника. При ходьбе по болоту расстояние измеряется в «болотных километрах», т.к. большая часть движения напоминает зиг-заг и расстояние увеличивается на 20-30%

Весьма опасны русла речек которые почти НЕ выделяются на водянистой поверхности болота, но имеют характерный тёмный цвет и двухметровую глубину. Ширина правда большинства речек не более полуметра – легко перешагнуть. Глубина в руслах достигает полутора метров.
Есть и хорошее в ходьбе по болотам – это не вредит суставам. Как только выйдешь на твёрдый грунт, понимаешь как вредна ходьба для наших суставов – уж очень сильные получаются удары о землю :)

*Мамонтов Александр Николаевич (1832-1900) — потомственный почётный гражданин, двоюродный брат Саввы Мамонтова. Химический фабрикант (лаковая и красочная фабрика за Пресненской заставой на Звенигородском шоссе), владелец Лоскутной гостиницы на Воскресенской площади. Гласный Московской городской думы, избирался в 1873, 1877 гг. Сёстры, выйдя замуж за П. М. Третьякова, К. И. Рукавишникова и В. И. Якунчикова, продолжали тесно общаться семьями, организовывали совместные музыкальные вечера с участием видных представителей творческих профессий, проводили летний отдых в Подмосковье на совместно арендуемых дачах.

Александр Манонтов был владельце усадьбы «Листвяны», которая располагалась в Дмитровском уезде неподалёку от села Пушкино (ныне станция Мамонтовка). Двухэтажный деревянный дом на берегу реки Учи был построен по проекту родственника хозяев архитектора А. С. Каминского, в здании было около 40 комнат, отделанных редкими породами дерева. На территории усадьбы имелось также множество различных флигелей, располагались «детский театр» и «вдовий дом». В 2005 г. сохранившаяся и отреставрированная усадьба была передана одному из ведомств Министерства обороны. Подробнее про усадьбу/дачу  можно прочитать  в этой статье.

Еще о Рдейском монастыре на нашем сайте:

Рдейский монастырь — забытая диковина Православной Руси

Наш поход на Рдейский монастырь (проза)

Зимний поход с лыжами, Клан «Храпано» и Александр Сергеевич Пушкин

Рдейский монастырь (стихотворение)

Рдейская моховщина (рассказы путешественника)

Байки Сергея Рдейского

Энергетика Рдея

Звездное небо Рдея

Зимний пеший поход к Рдейскому монастырю (отчет о походе, 2015 год)

Рдейский монастырь, фотографии зимнего похода, 2015 год

На зов Рдея! (мини-видео зимнего похода)

Летний поход к Рдейскому монастырю через болото (отчет, 2015 год)

Фотографии похода к Рдейскому монастырю летом 2015

Фильм о летнем походе к Рдейскому монастырю, 2015 год

Видео-отчет о походе к Рдейскому монастырю летом 2016 года

 

2 Комментариев

jakorai@yandex.ru

Сентябрь 12th, 2016

А, что монах Юра (встречался с ним когда еще не было там ничего, кроме развален монастыря), который начал все работы по монастырю году в 2007 уехал? Жаль….

Владимир

Сентябрь 13th, 2016

Если вы про Юру по фамилии Неткач, то со слов Сергея (читайте здесь) утонул он в Рдейском озере. Правда говорят, там жил еще один Юрий, может быть вы про него?

Комментарии