Отчет о походе по рекам Березайка и Мста

Отчет о походе по рекам Березайка и Мста в мае 2016

Надеемся, вы уже посмотрели наше видео о сплаве по Березайке и Мсте. Теперь настало время поподробнее описать маршрут для тех, кто соберется пойти по нашим стопам.

Прежде всего, необходимо отметить, что сплав по рекам Березайка и Мста является достаточно популярным маршрутом у туристов-водников. По традиции, уходящей своими корнями еще в советский период, на майские праздники в этих местах собирается немало туристов, желающих сплавится по этим рекам. Кстати, в сети вы можете найти немало раритетных видео и фото о сплавах по Мсте времен СССР и постперестроечной России времен 90-х. Есть несколько таких ретро-фотографий и у идейного вдохновителя нашего похода, сплавлявшегося по этому маршруту еще в школьные годы — Павла:

Отчет о походе по рекам Березайка и Мста

Фото из коллекции Павла В. Сплав по Березайке и Мсте, 90е годы XXв. Порог «Лестница»

 

Отчет о походе по рекам Березайка и Мста

Фото из коллекции Павла В. Сплав по Березайке и Мсте, 90е годы XXв. Стоянка

 

Популярность реки Мсты, наверное можно объяснить тем, что на относительно небольшом удалении от крупных городов центральной и северо-западной России — это достаточно простой, но в тоже время изобилующий порожистыми участками (достаточно интересными в «большую воду») сплавной маршрут, с большим количеством достаточно удобных вариантов заброски и эвакуации, разнообразным ландшафтом, удобными стоянками, историческими памятниками в прилежащих населенных пунктах. В тоже время, если вы предпочитаете уединенные походы — река Мста не для вас! В принципе, проблем со стоянками возникнуть не должно, но скорее всего поблизости у вас от вас расположатся другие соседи-туристы. :)

Наш поход состоялся в период с 30 апреля по 3 мая 2016 года. Мы выбрали классический маршрут, знакомый и даже вызывающий некоторые нотки ностальгии у Паши ;), со стартом (стапель) в районе моста на р. Березайка (у моста и ж/д переезда в деревне с одноименным названием) и финишем (антистапель) на Мсте в г. Боровичи.  После долгих раздумий, заброску и эвакуацию было решено осуществить собственным автомобильным транспортом. В принципе, до Березайки можно добраться на электричке из г. Бологое (через эту узловую станцию проходит немало поездов из Москвы), но вот с Боровичами все несколько сложнее. Если вы выбираете общественный транспорт, то нужно будет добираться до другого транспортного узла — Окуловки на автобусе и уже оттуда ловить проходящие поезда на Москву. Наша команда в составе 7 человек уместилась в две машины (кроссовер и микроавтобус) — одну мы сразу отогнали на финиш в Боровичи (для справки — в городе есть как минимум одна платная охраняемая стоянка), на второй -вернулись в Березайку и затем поставили в одном из близлежащих дворов, договорившись с местными.

День 1. До места стапеля мы добирались по трассе М10, и далее повернули на Бологое, и, минуя его, дальше двинули непосредственно на Березайку. Состояние трассы до Бологое и особенно после — мягко говоря, оставляет желать лучшего(( Впрочем, дорога от Березайки до Боровичей — еще хуже. Асфальт сильно разбит — берегите свой автотранспорт! Со всеми перипетиями (включая определение машины на стоянку) на трансфер между Березайкой и Боровичами закладывайте примерно 1-1.5 в один конец (зависит от того, насколько вы готовы не жалеть свою машину :)).  В общем, оставив нашу команду собирать катамараны, мы с Павлом проделали этот маршрут «туда-обратно», и пока мы мотались, остальная команда собрала катамараны и погрузила их. Итого, стартовали от Березайки мы где-то в 9-9.30. Примерно в то же время (плюс минус минут 15 в одну и в другую стороны) с нами стартовали еще несколько экипажей (как на катах, так и на байдарках) и по ходу первого дня у нас были достаточно интересные догонялки :). Ходом, кстати мы шли очень хорошо, нередко обгоняя не только катамаранщиков, но и неспешных байдарочников.

IMG_9827.jpgIMG_9824.jpg

Березайка начинает сильно петлять практически сразу после старта. Какое-то время мы плыли по относительно открытому участку, затем река скрывается в лесной местности. (так что с дровами там проблем нет никаких). Выше мы отмечали, что маршрут достаточно популярен весной, но это, в свою очередь, обуславливает большое количество в большей или меньшей степени обустроенных стоянок. На обед мы, обогнав по ходу почти всех, кто стартовал раньше нас, стали как раз на одной из таких стояночек.

IMG_9855.jpg

План в первый день у нас был — дойти до плотины, что, в принципе мы и сделали, останавливаясь на обед где-то посредине пути и став на стоянку неподалеку от небольшого озерца-водохранилища (оно, как можно судить по карте плавно перетекает в оз. Пирос которое остается слева по течению Березайки) перед плотиной. До захода солнца встали на ночевку, напилили дров (традиционно в этом походе с нами была лучший друг нашей команды и любимица Сержа ;) компактная бензопила «Лесник»). Не буду говорить за остальных, но мы с Павлом спали без задних ног — последствия бессонной ночи, проведенной в дороге.

IMG_9909.jpgIMG_9876.jpg

Впрочем, на сон грядущий была предпринята традиционно-безуспешная попытка обеспечить нашу команду рыбными деликатесами. Лицо, Павла, как мне кажется отражает все! :)

IMG_9859.jpg

День 2. С учетом необходимости уложится в 4 дня — подъем утром у нас был ранний, по-военному короткие сборы, легкий пасхальный завтрак (с собой брали крашенные яйца и куличи) и снова в путь! :). Преодолев озерцо (совет: старайтесь все время держаться правее — иначе уплывете собственно в другую его часть — тот самый Пирос), мы вскоре уткнулись в плотину. Обнос делали справа (рядом со старой плотиной), проделали все достаточно оперативно (по ощущениям — это заняло у нас не больше получаса). После плотины начались небольшие мели и редкие завалы. На одном из таких препятствий, немного не вписавшись «в струю» экипаж «Бегемота» от неожиданности едва не потерял весло. Впрочем, последовавшая за этим спасательная операция по доставанию этого весла прошла успешно :). Проанонсированные Павлом мегаватные электролинии нас не впечатлили — лично я каких-то серьезных аномалий там не заметил :)

IMG_9930.jpg

IMG_9951.jpg

Был еще забавный момент — во время одной из остановок на перекус мы, неожиданно для себя набрели на… брошенную палатку и байдарку. Ну то есть ни в палатке, ни поблизости вообще никого не было. Но пока мы строили версии о том, похитили ли туристов инопланетяне или, может быть они провалились в другое измерение — объявился ее хозяин. Оказалось, это турист-одиночка, остановившийся на «днёвку».

Сделав за день хороший отрезок, по сути, проплыв почти до конца Березайки, мы стали на ночевку немного не доходя до деревни Березовский рядок на отличной стоянке с высоким берегом и большой полянкой.

IMG_9962.jpg

День 3. После виртуозных попыток «Бегемота» (полностью оправдавшего свое название) зачалиться у д. Березовский рядок (этот момент) вошел в фильм) и пополнения запасов пива провианта мы поплыли навстречу Мсте. Течение Березайки здесь становится быстрым, и река уже не так петляет. Вскоре после Березовского рядка наконец происходит долгожданное слияние Мсты и Березайки :) правда лично я так и не понял кто в кого впадает. Так или иначе, спустя какое-то время выхода на Мсту мы решили отметить это событие, остановившись на очередную «обеденную стоянку». Можно даже это скорее было назвать»вторым завтраком» или le petit déjeuner, как любит называть его наше француз Дмитрий.

IMG_0025.jpg

Нужно сказать, что этот день был, пожалуй, самым изматывающим за весь поход. Во-первых, нам нужно было сделать, наверное, самый большой по расстоянию участок в этот день, почти вплотную подойдя к порожистому участку (т.н. «Горной Мсте»). Во-вторых, накопилась усталость от предыдущего дня, за который мы сделали тоже длинный участок по быстрой, но все время петляющей Березайке. Ну и в-третьих, река на этому участке изобилует длинными и широкими «стоячими участками», которые, особенно при сильном встречном ветре и начавшем уже почти по-летнему припекать солнце на добавли «спортивно-туристического экстаза»  :) Ближе к концу дня, «Бегемот» (мощность которого составляла четыре лошадиные гребическо-туристические силы плюс одна(один) запасная(ой), стал сильно отрываться вперед, иногда останавливаясь и дожидаясь отстающего двухсильного «Клыка».  Стоячие участки иногда перемежались с небольшими шиверами. Впрочем, серьезными их назвать вряд ли можно. Также на одном из участков на встретились рыбаки на «моторке», похваставшиеся пойманной, если не изменяет память, на спининг щукой весом визуально где-то килограммов на 5.

Ночевку устроили после деревни с любопытным названием Жадины, на стоянке, которую, судя по вырезанным на коре деревьев надписях обустроили туристы-водники из МГТУ. Мы тоже внесли свою небольшую лепту, напилив дополнительных скамеек-сидушек.

IMG_0112.jpg

Вечером произвели небольшой оперативный ремонт «Клыка» (немного спускавшего в районе штуцера) и обессиленные залегли спать, т.к. завтра предстоял штурм порогов.

День четвертый.

Ожидая, что нам предстоят «лютые пороги», мы тщательно перевязали все вещи, погруженные на кат и стартовали.

В Опеченском посаде мы пополнили продовольственные запасы, а некоторые из нас даже умудрились принято водяное крещение (спасибо брату Сержу :) ). Кстати, городок старинный и интересный — жаль у нас не было много времени на осмотр. Но даже проплывая вдоль берега  радуют глаз старинные постройки, церкви, набережная с арочными мостами в стиле, который (как я теперь знаю благодаря путешествию в Торжок) называется архивольт.

Небольшие шиверы начинаются еще до Опеченского посада, но после последнего моста они начинают постепенно усиливаться. Как это все выгляди, лучше наверное не рассказывать а показывать:

От себя же добавлю, хоть мы и ожидали большего — все равно мы не остались сильно разочарованы! Возможно, по более высокой воде эти пороги выглядят поинтереснее, но все равно это было круто! Поэтому, добравшись до финиша и зачалившись в Боровичах (на каком-то полупляже-полудетской площадке), мы были очень довольны!

IMG_0144.jpg

IMG_0147.jpg

IMG_0132.jpg

Собрав катамараны, забрав вторую машину из Березайки, погрузив все наши пожитки мы двинули в обратный путь! И ведь таки уложились в 4 дня!!! :)

Надеемся, что наш отчет о походе по рекам Березайка и Мста окажется для вас интересным и полезным. Всех благ!

Ваш В.Б. и команда Riverhood :)

P.S. Видео-отчет о нашем путешествии смотрите здесь.

Комментарии