Байдарка и ее выбор в 2019 году

Приветствую тебя читатель!  Если мы встретились здесь, значит нам по пути и мы мыслим в одном направлении, а именно, мы заболели туризмом по рекам !  Наверняка большинство заболело сплавами на коммерческих мероприятиях, кого-то пригласили друзья, кто-то для себя решил, что ему очень хочется проводить интересно выходные и отпуска.

 

И так, кто мы имеем на 2019 год из выбора сплав средств для путешествия. Сразу опускаем рыбацкие лодки, катамараны, надувные плоскодонные бублики (дишманские варианты). Речь пойдет о байдарках и каяках, возможно зацепим каноэ.  Для полного понимания всего, пройдемся немного по каждому типу и я предложу свою версию выбора, которая исключительно по моему мнению является оптимальным.

Каркасные байдарки КБ и КНБ.

Когда-то давно, я начал свой путь водного туриста и все секции, пионЭРские клубы были забиты каркасными байдарками типа Таймень и Салют. Байдарками это было назвать трудно, скорее искореженный полуживой хлам из остатков павших ранее собратьев. Еще тогда я понял, каркасная байдарка (далее КБ) это что-то живое, требующее постоянного ухода, любви и ласки. Каждый наш выход на сплав состоял из сложных предварительных манипуляций с ремонтом невидимых дырочек, проклейкой щелей и проверкой каркаса на пригодность к сборке. Попытки ремонта гнутого или ломанного каркаса как правило ни к чему хорошему не приводил и все, что было возможно сделать — найти живой кусок от другой байдарки такого типа. Байдарки не были в одних руках и их не жалели. Так, к развалу всей системы, в живых осталось всего несколько штук, да и те полутаймени-полусалюты.  С тех пор я стал крайне недолюбливать КБ из за их массы недостатков.

Недостатки каркасных байдарок:

  • очень сложная сборка (собрать не зная как крайне затруднительно)
  • вечная проблема со шкурой (ее легко порвать или проколоть).
  • недолговечный каркас (требует систематического ремонта, ушатывается)
  • быстро тонет от пробоя, часто набирает воду (течет не пойми где, всегда)
  • легко пробить при ударе (жесткая конструкция- жесткие удары по шкуре, 99% удара это гарантированная течь или потопление)
  • сложность загрузки «трюма» (за счет фальшбортов, она же дека и, с учетом посадки пассажиров, в КБ необходимы навыки плотной упаковки вещей и их распределение по свободному пространству. Желательно это делать равномерно как по объему так и по весу, в противном случае будет неравномерная нагрузка на каркас, что как минимум приведет к его перекручиванию)
  • полная невозможность передать вашим неопытным друзьям или знакомым по просьба прокататься (в 90% случаев вернут хлам, чаще всего ломают при сборе двух половин каркаса при натягивании шкуры).
  • в дождливую погоду или по волне без фартука и юбок высока вероятность залива с потоплением
  • отвратительная посадка (только в это место «очко» без вариантов, сидеть в спасжилете вообще неприятно, за счет бортов его поднимает наверх)
  • высокий вес (порядка 40 кг в сухом виде!)

Плюсы каркасных байдарок:

  • низкая парусность (не сдувает при встречном и боковом ветре за счет низкой посадки в воду)
  • высокая курсовая устойчивость (не виляет при умеренной гребле и скорости)
  • хороший ход / скорость (усилия на разгоне и далее легче держать ее ход меньшими усилиями)
  • якобы высокая грузоподъемность (по мне атрофированный плюс для современного сравнения)

Как видите, плюсов у КБ намного меньше… Но технологии не стоят на месте, производители КБшек поняли, что надо что-то, хоть что-то делать с их затопляемостью и придумали каркасную надувную байдарку (далее КНБ) . Т.е. это та же КБшка, только с защитой от затопления и огромным минусом по загрузке за счет сохранения фальшбортов и установкой по бокам надувных баллонов. К тому же, ко всем проблемам сборки КБ еще прибавились и баллоны, которые необходимо правильно уложить в момент натяжки шкуры.  За счет выше сказанного я бы не рекомендовал и не желал никому иметь КБ или КНБ вообще.

Надувные байдарки, каяки, каноэ.

В восприятии большинства мало знакомых с туристической темой людей, надувная байдарка воспринимается как бесформенное чудо, которое далеко не отличается от надувнушки-бублика дедушки для рыбалки вдоль берега. Я проводил мини исследования опросив знакомых интересующихся темой путешествий на тему какую байдарку они знают из надувных? Многие ответили «Щука», еще меньше «Налим»  и один вспомнил «Голавль». Почему так? Потому, что хоть какая то ассоциация  с рыбой и рыболовством. Ни один не вспомнил Варвара, Викинга, Вегу, Ватерфляй, Смену, Волгу, Варяг, Одиссей…а они есть!  Технологии далеко шагнули вперед и уже бесформенные плоскодонки в шкуре которых надуваются баллоны (Щуки, Налимы и т.д.) считаются дишманским зашкваром любительского пробного уровня у большинства водников-туристов. Вся проблема в том, что первые надувные байдарки очень неуправляемые и в поведении на воде напоминают сосиски (особенно на порогах в местах перепадов).  За ними ходит дурная слава по скручиванию (когда один человек вертикально над водой, а другой уже под). Ок, хватит лирики, давайте по сути и категориям:

Надувные «байдарки» дешевого типа (народные любительские)

Щуки, Налимы, Голавли и прочие семейства рыбных. Мы не будем выделять тут по плюсам и минусам т.к. все они относятся в семейству умеренно комфортных. Как и у КБ байдарок, у них есть трюм, дека, но нет каркаса! И отсутствие железа — это огромный шаг вперед как по весу, так и по простоте обслуживания. Упрощенно говоря, если исключить геморрой перекручивания баллонов, то их достаточно надуть, загрузить и в путь… Они сохранили четкие посадочные места как и в КБ и их так же необходимо набивать распределяя вещи. Надувнушки с плоским дном очень хорошо сдувает на больших водоемах, но при этом они отлично управляются в быстрой воде. Скорость хода достаточно высока при правильном распределении вещей, но требует постоянной поддержки веслами. На 2019 год пожалуй не актуальный выбор для серьезного водника.

Продвинутые надувные байдарки с элементами каркаса.

К таким типам байдарок относятся надувные байдарки, которые в своей конструкции имеют жесткие упоры киля (дна), носовой и хвостовой части. Т.е. по сути, это надувная байдарка, при сборке которой требуется монтаж жесткой штанги (элемент продольного каркаса) от носа к хвосту. Пожалуй это следующий шаг рекомбинации КБ + надувная байдарка. За счет жесткого киля такая байдарка имеет устойчивый ход с низкой степенью виляния при гребле и маневрирования. Жесткая штанга исключает ее сворачивание и прогиб при нагрузке и несет на себе равномерное распределение веса по сем баллонам, а так же дает возможность хороших ходовых характеристик.   НО! НО! За счет этой самой жесткой штанги такой тип судов унаследовал высокую степень разрушения шкуры при ударах этим самым основанием о камни и топли деревьев. К таким типам судов можно отнести байдарки Викинг, Гарпун, Бродяга от компании Акваграфика, Варяг от компании Вольный Ветер и возможно еще мене известные фирмы имеющие в конструкции элемент продольного каркаса. 

Пожалуй особым особняком среди них стоит байдарка  под названием «Вега» от компании Тайм Триал, у которой этот самый узел жесткости является пластиковым, что значительно уменьшает вероятность пробоя при ударе за счет более мягкого касания и пружинистости композита.  Учитывая, что он не требует монтажа (встроен в баллоны) значительно упрощается сборка (просто надул и поплыл). 

Байдарки с элементом продольного каркаса — это современные КБшки для ценителей и ностальгирующих по былой славе туристов. Ну, а «Вегу» я бы отнес к мажорам и ценителям новых решений с шагом вперед.

Надувные бескаркасные байдарки и каяки.

Пожалуй это мой выбор и рекомендация для вас. Почему? Во-первых цена-качество-комфорт.  Большинство надувных современных надувных байдарок помимо баллонов имеют надувное дно. Оно придает им жесткости, дает надувной киль / направляющий надувной каркас способный справляться не только с вилянием при гребле, но и при движении на приличных скоростях. Так же за счет того, что от воды вас отделяет воздушная прослойка надувного дна, вы ощущаете комфорт и мягкость на всем пути по всем частям тела. Допустимо встать на такой байдарке во весь рост при необходимости. Более высокая грузоподъемность благодаря подъемной силе того же надувного дна. Функция самоотлива воды предотвратит нахождение вас в луже при стекании воды с весел при гребле, а так же заливами через борт от волн и порогов.  У вас отсутствуют фальшборта, т.е. вещи можно грузить выше бортов как вам необходимо и удобно. Говоря проще, это те самые байдарки, которые не страшно дать знакомым для путешествия. Минимальная простота сборки и отсутствие каркаса позволяет не только надежно защитить ее от пробоин, но и собрать на стапеле просто накачиванием 3-5 отсеков с клапанами.  К таким байдаркам относится большинство современных вариантов : Щукарь, Варвар, Ватерфляй, Аккорд от компании Трайм Триал; Одиссей и Маэстро от компании Вольный Ветер и др.

Пожалуй отдельно в этой категории можно выделить байдарку «Катабайд» от Тайм Триал имеющую помимо выше перечисленного еще и транец под малосильный мотор до 5 л.с. Это вообще отдельный тип байдарок с отдельными, я бы сказал лакшери экспедиционными свойствами, позволяющими не только комфортно и долго плавать, но и отдыхать на большой воде любуясь окружающими пейзажами, пока за вас гребет лодочный мотор. Помимо туристических функций, на катабайде очень удобно рыбачить и троллить рыбу на проводку.  ЭТО МОЙ ВЫБОР! :)

Пожалуй все. Задавайте вопросы, комментируйте. Давайте обсудим!

 

Комментарии