Байдарка «Салют»

Байдарка «Салют»

Описание, преимущества и недостатки, сборка

1. Общее описание

Байдарка «Салют»- это, пожалуй, «дедушка» русского байдарочного флота. Салют — это одна из первых каркасных разборных байдарок, которые были созданы в нашей стране и запущены в серийное производство. Она был, безусловно, не самой первой байдаркой. До нее были известны байдарки серий «Луч» и «Ладога» (последнюю, кстати считают предшественником «Салюта»), но Салют стал безусловно самой массовой советской байдаркой, что собственно подтверждается даже тем, что эти байдарки до сих пор можно приобрести на вторичном рынке. Эти байдарки перестали выпускать в середине семидесятых годов XX века, но немало образцов этих байдарок все еще бороздит речные просторы наших страны. Какой-либо более-менее подробной информации о ее создании в интернете практически нет, но среди бывалых байдарочников распространено устойчивое мнение, что прототипом «Салютов» послужили конструкции немецких деревянных байдарок, однако достоверно этого сказать никто не может. Скорее всего, при ее разработке заимствовались разные идеи и конструктивные элементы, как первых советских байдарок, так, возможно, и зарубежных разработок.

Каркас у байдарки Салют — деревянно-металлический. Собственно, из дерева выполнен только кильсон байдарки. Объяснение этому можно найти достаточно простое — скорее всего причина этом то, что металл в то время был все-таки был еще дефицитным дорогим и выполнить каркас полностью из металла видимо посчитали не совсем целесообразным. Деревянный кильсон — это, безусловно минус этой байдарки. Все-таки дерево  — материал менее долговечный и со временем имеет свойство рассыхаться, трескаться, а иногда даже гнить. В общем -терять свою первоначальную прочность. Историю о том как мы ( :) ) ремонтировали кильсон «Салюта» (частично заменив его «металлическим») и соответствующее видео вы можете посмотреть на нашем сайте. Некоторые умельцы заменяют Салютам кильсон на полностью металлический, возможно позднее дойдут руки до этого и у нас. Хотя сохранить деревянный кильсон на этой байдарке — это истинное искусство, все-таки Салют — это настоящее ретро. Сумевшим это сделать — наш всяческий респект и уважуха! :).

В нашем водном парке — сразу три «Салюта»,  два двухместных — Салют-2 (он же — Салют М-4,7) и один трехместный «Салют-3″ (Салют М-5,2). Кому интересно, 4,7 и 5,2 — это длинна этих байдарок.

Краснодубье

На сегодняшний день — лишь единицы «Салютов» сохранились в идеальном первозданном состоянии. Все-таки даже самым поздним байдаркам уже более 40 (!) лет. Как правило, они требуют определенного ремонта или даже модификации. Минимум с чем вам придется столкнуться — это проклейка оболочки — «шкуры» (особенно, если речь идет о «родной» брезентово-резиновой шкуре Салюта). При покупке этой байдарки будьте готовы к тому, что где-то что-то придется заменить, подвернуть, подстучать, заклепать и т.д., и т.п.  Нам повезло, что у нас в команде есть «рукастый» человек (Паша, еще раз спасибо! :) ), который помог нам всем довести эти байдарки, скажем так, «до ума». Иметь отвертку и плоскогубцы при сборке байдарки также рекомендуется. В общем, если вы все-таки купили «Салют», то немного повозиться с ним вам придется.

Родная оболочка на «Салютах» — резиновая с брезентовым верхом. В принципе, при нормальном уходе и хранении, она может служить достаточно долго. Вместе с тем, сейчас многие делают/приобретают на нее «шкуру» из ПВХ. Решайте сами. В принципе, в интернете, по крайней мере пока, можно найти родную шкуру, которую при хорошей проклейке можно использовать достаточно долго.

Что касается, предназначения — байдарка «Салют» изначально конструктивно не рассчитана на серьезные порожистые реки, он скорее предназначена для туристических сплавов. Пожалуй, 2 категория — это ее предел. Но если вы очень хотите эстрима… — пробуйте! :) Хотя скорее всего это будет последний поход этой байдарки.

Наши «Салюты» были протестированы в весеннем походе по Кунье, о чем вы можете прочитать в подробном отчете.  Как эти байдарки ведут себя на воде вы можете увидеть в   фильме о байдарочном походе по Кунье. Здесь же добавим, что в целом (несмотря на мелкие проблемки), нам понравилось на них плыть. Был даже какой-то элемент ретро, ведь на таких байдарках ходили советские туристы во времена зарождения байдарочного туризма в нашей стране. К сожалению, после похода на пришлось переделывать кильсон, т.к. в некоторых местах деревянные детали набрали воды и «набухли», вследствие чего их перекорежило. Наверное, это можно было предотвратить, пропитав его каким-нибудь влагостойким составом. Ну а нам, в итоге пришлось поменять кильсон на одной из байдарок на полностью металлический.

2. Преимущества и недостатки

а) Преимущества

Грузоподъемность. Байдарка «Салют» обладает большой грузоподьемностью, и это, пожалуй, ее главное преимущество. Мы как любители таскать с собой в походе всяческий ненужный хлам это оценили :).

Цена. Если вам очень хочется байдарку, а денег на что-то современное и дорогое не хватает — «Салют» — это вполне приемлемый вариант! Кстати, один небольшой «лайфхак»- совет: Никогда не покупайте байдарку (неважно — новую или б/у) в сезон (весна-лето)! Переплатите как минимум в полтора раза. Лучше дождитесь осени-зимы, и есть шанс, что тот же «Салют» может достаться вам практически даром.

Устойчивость. Байдарка, в первую очередь вследствие своего значительного веса, очень устойчива к переворачиванию.

б) Недостатки

Вес. Байдарку весом под 40 кг не так-то легко тащить на себе, если вас забрасывают не на машине.

Деревянные элементы конструкции. Об этом мы уже писали выше.

Отсутствие фартука/юбок, защищающих от попадания воды. В принципе всегда можно, что-то придумать

3. Сборка

Многочисленные инструкции по сборке «Салюта» вы можете без труда найти в интернете. Для удобства мы прикрепляем одну из них здесь.

Скачать инструкцию байдарка салют

Переписывать их не имеет смысла, мы бы лишь хотели поделиться небольшими советами, которые, надеемся вам помогут.

На самом деле все достаточно просто. Сначала раскладываете кильсоны, крепите к ним штевни, затем нацепляете шпангоуты и цепляете к ним стрингеры, фиксируя их на защелки. Кильсоны между собой соединяете только в тот момент, когда одеваете шкуру. Еще парочка небольших лайфкаков: 1) если у вас родная «шкура», то она имеет свойство «проседать» — предварительно смочите ее  брезентовую часть водой — она станет более эластичной, в противном же случае вы и вовсе рискуете ее порвать (учитывайте ее почтенный возраст! :) ) 2) прежде чем фиксировать фальшборта просуньте брезентовую часть (это опять же касается родной шкуры) в деревянные прорези на них — иначе потом намучаетесь))  3) соединяйте кильсоны с незащелкнутыми фиксаторами (те что, расположены посередине кильсонов) — мы так один из них и повредили :).

Напоследок — несколько фотографий нашей речной байдарочной флотилии.

"Вишенка"

«Вишенка»

"Борт №1"

«Борт №1″

"Телей"

«Телей» он же «Дификал»

Вот, пожалуй, и все! Хороших вам походов на байдарках «Салют», берегите их и получайте удовольствие от водных походов!

 

Комментарии