Байдарка или катамаран?

Байдарка или катамаран?

Байдарка или катамаран — трудный выбор, давайте разберемся с точки зрения практичности.

Сегодня речь пойдет о выборе сплавного судна для походов по рекам, а так же активных категорийных сплавов. Учитывая факт того, что все суда стоят сегодня достаточно дорого, т.к. курс национальной валюты летит в бездну и по прежнему ищет дно (которого нет). Проблема в том, что в России мы не производим никаких качественных материалов включая ПВХ и Ламкотек.

байдарка или катамаран выбор

 

Хочется начать рассказ со стандартных общепринятых   плюсов и минусов катамаранов и байдарок, но стоит отойти от общепринятых рамок. Намного проще будет описать ощущения от катамарана и байдарки, а так же личный опыт эксплуатации. Пожалуй так и поступим…

Байдарка (каркасные и каркасно-надувные, КНБ). У меня не было опыта эксплуатации исключительно надувных байдарок без каркаса, но я не думаю, что есть значительные отличия от стандартной надувной лодки. Тему сугубо чисто «надувнух» мы опускаем. В основном наша группа эксплуатирует каркасных представителей (Салют, Вольный ветер, Neris, Таймень..) и у нас сложилось определенное понимание стойкости таких каркасов и удобства использования. Чем хорошо байдарка — высокая скорость (до 30 км/световой день), пронырливость (в протоках и между камнями за счет узкого киля), высокая степень драйва (за счет близкой посадки к воде), проходимость под мостами и завалами. Безусловно, основным плюсом является скорость и низкая парусность, позволяющая держать приличный ход на открытых водоемах даже против ветра. Так же стоит упомянуть высокую и быструю ремонтопригодность. НО, на мой взгляд такое судно совершенно непригодно для длительных сплавов. Опишем минусы: за счет компактных размеров в байдарку физически не засунуть много вещей, любой сплав это минимум снаряжения. Буквально очень продуманный груз. Вам придется отказаться от вещей «на всякий случай» (например бензопила, спальник потеплее и потолще, лишний комплект сменной одежды и обуви и т.д.), в противном случае вам некуда будет девать свое тело с ногами и плыть будет крайне неудобно в стеснительных обстоятельствах. Буквально через 3-4 часа нахождения в байдарке крайне неприятно начинает ныть пятая точка, и эта «попа» на второй день сильно болит, на третий ноет и воет и только в последующие дни атрофируется. Все это связано с отсутствием возможности менять свое положение и на протяжении всего сплава весь груз тела сидит именно на этом месте + вся шарнирно -двигательная деятельность тела. В среднем сам вес байдарки в собранном виде составляет около 40 кг и этот вес при транспортировке распределяется на 2-3 человека (один тащит байдарку, другие его вещи). Почти все байдарки допускают эксплуатации на сплавах до третьей или включительно третью категорию, но для рек категории выше такие суда не подходят. Как показывает практика, ободрать и сделать пробоины на каркасниках достаточно легко, это как раз связано с особенностями жесткой конструкции от отсутствием мягкому восприятию к деформациям и ударам.

Катамаран (рамный с надувными поплавками — баллонами). В отличие от байдарок, тут стоит начать с плюсов: Высокая грузоподъемность при низком весе. Это реальный грузовой корабль с широкой палубой на которой помещаются горы вещей, а так же сломанные байдарки. По сути на длительном походе это средство спасения и эвакуации неудачных кульбитов байдарышников :) Катамаран позволяет устанавливать лодочный мотор легкого типа (до 5 л.с.). Цена на катамаран приблизительно равна байдарке. Вы смело можете взять с собой все, что вам понадобится (естественно, не набирая лишнего). В процессе сплава с катамарана удобно нырять, ловить рыбу, чалиться для обследования берега. Вес катамарана 30-40 кг, но на 6 человек это «пушинка» по сравнению с байдаркой. В отличие от байдарок, катамаран за счет большой плоскости и низкого погружения поплавков способен преодолевать каменистые и порожистые реки. Поплавки не имеют жесткого каркаса и прекрасно сопротивляются деформациям от встречных препятствий. Сборка катамарана крайне быстрая (10-15 минут с накачкой баллонов, если не усердствовать с алкоголем, а работать плотно командой…). Весь путь вы находитесь в достаточно комфортной высокой позиции с возможностью менять положение и посадочные места во время сплава. Если для преодоления порогов нужно сидеть на коленях, то по спокойным участкам удобно плыть на дощечке, заранее приготовленной в размер рамы. Вещи не путаются у вас под ногами и находятся на фартуке посередине между участниками. Так же есть сотня легких способов сооружения полноценной палубы из досок в сплошном настиле. При прохождении не сложных порогов вас не макает в воду, а лишь обрызгиваем высокой волной.  Категорийность прохождения рек значительно выше и доходит до 4-5 категории. Несмотря на то, что ремонт катамарана намного сложнее (из за баллонов), его намного сложнее проколоть. Например у нас полностью пока что отсутствует практика проколов, хотя мы ползали по маловодным рекам буквально по камням (посмотрите видео про р. Кунья). Вы плывете командой и можете общаться, а «засушив» весла даже выпить пару стопок, пока вас как плот несет река.  А вот и минусы: очень высокая парусность, преодолевать участки на открытой воде или против ветра крайне не просто и требует серьезной выкладки всей команды (это легко компенсируется 2,5 сильным лодочным мотором). Низкая скорость хода, и если уходить от плавного движения с набором скорости, катамаран начинает крутить. Но несмотря на эти значительные минусы, катамаран остается лучшим судном для дружной компании и семейного отдыха с детьми.

Kalinin Dima Toropa RiverIMG_7034.JPG

В завершении подведем резюме выше сказанному. Байдарка хорошее быстроходное судно с малой грузоподъемностью. Удобно для спортивных сплавов на дистанцию в ограниченных временных рамках, но неудобно для рыбалки, классического отдыха и не пригодно для установки мотора. Сугубо спорт сплав с высоким драйвом и минимум вещей для комфортной походной жизни. Спорт и только спорт! :)  Катамаран — палубное судно с высокой грузоподъемностью и стойкостью к каменистым препятствиям. На нем вы не достигните высоких скоростей, но получите приятный вальяжный сплав во всех смыслах. Возможность высокой нагрузки и движению по палубе во время хода, позволит ощущать относительный комфорт. Стоит учесть, что такой вариант более безопасен для детей и, как следствие, лучший выбор для дружеских семейных вылазок на природу с рыбной ловлей, и возможностью разогрева пищи за счет газовых горелок прям во время движения.

Выбор за вами!

Комментарии